Как освещение
в новых «Командорах»
воплотилось в жизнь
Рассказывает Николай Петров, руководитель проектов в «Лампе онлайн»
В июле 2019 года команда «Лампы онлайн» начала разработку концепции освещения и лайтбука для сети супермаркетов «Командор». К сентябрю успешно реализовали пилотный проект, и супермаркет на ул. Калинина, 187 открыл двери для первых покупателей.

В 2020–22 годах  продолжаем внедрять лайтбук в других магазинах сети.
В этой части: на примере работы для «Командора» расскажу, зачем сетевому супермаркету нужна работа светового инженера
Часто встречается такой подход к реновации магазина: «ну, а свет пусть сделают дизайнеры интерьера, мерчандайзеры, энергетики, или кто-нибудь еще». Это «рабочая схема», потому что в мире есть три вещи, в которых разбирается кто угодно:
    ⚽, 🏥 и 💡 освещение супермаркета.

    В итоге получается парадокс. Практически всегда заметно, когда свет в супермаркете сделал кто угодно — свет мешает и неприятно бросается в глаза. А когда светом занимаются световые инженеры, он не заметен. Потому что заметны товары.

    Вот две фотографии. Первая — как делать не нужно, а вторая — хорошо:
    Первая. Освещение без светового инженера.
    ❌ Фейсинги потерялись на фоне хорошо освещенного пола — это называется эффект Стивенса, когда при увеличении освещенности темные цвета кажутся темнее, а светлые светлее.

    ❌ Усугубляют ситуацию мощные светильники на низком потолке, отсутствует вторичная оптика — яркий свет «бьет» прямо в глаза, мешает персоналу делать выкладку, а посетителям совершать покупки


    Вторая. Невидимое освещение от светового инженера.
    ✅ Товары освещены ярче пола, применяются светильники отраженного света с двойной асимметричной оптикой.

    ✅ Дальняя стена хорошо и равномерно освещена, из-за этого расстояние до нее кажется меньше. Покупателю легче преодолеть короткую дистанцию

    ✅ Свет есть, но мы его не замечаем. Проводить время в магазине с таким освещением гораздо комфортнее.
    Кроме освещения товаров, световые инженеры решают проблемы надежного оборудования, уменьшения расходов, обучения мерчандайзеров, тут дописать все, чтобы не получалось, что мы боремся только за световые островки и освещение в бок.
    Световой дизайн для торговой сети
    Все начинается с постановки задачи.

    Для новых «Командоров» надо было:
    • разработать концепцию света, помогающую людям удобно покупать, продавцам — работать, а магазинам — экономить на расходах на освещение;
    • помогающую отстроиться от серьезных конкурентов,
    • легко масштабирующуюся на все триста супермаркетов;
    • быть актуальной следующие пять лет.

    А еще нужно было подобрать надежные светильники надежных производителей, чтобы гарантировать на пять лет стабильный световой поток, заявленную цветовую температуру, а в случае деградации или выхода светильника из строя — замену силами производителя.
    Чтобы понять, как отстроиться от конкурентов и познакомиться с магазинами сети, мы поехали в супермаркеты Красноярска проводить световой аудит.

    Го супермаркеты!
    Посещаем десятки магазинов, по каждому отмечаем удачные и неудачные моменты:
    Показываем точки роста, в которых будем делать свет, превосходящий свет у конкурентов:
    К этому моменту становится окончательно ясно: супермаркеты будут неоднородны, понадобятся разные подходы к световому оборудованию в зависимости от условий конкретного магазина.
    Адаптация концепции к разным условиям
    Ключевые пункты световой концепции CSCE остаются неизменными – это забота о сотрудниках, покупателях и окружающей среде.

    Но разная реализация: в одних супермаркетах имеет смысл инвестировать в атмосферные дизайнерские светильники, вторичную оптику и премиальные источники света, другим магазинам надо будет на это еще заработать, а до этого времени обходиться более скромным набором.

    Так у концепции появилось три адаптации для разных форматов магазинов:
    Флагманский «Командор»
    Дизайнерские светильники в зоне касс создают атмосферу и настроение, вторичная оптика работает на привлечение внимания покупателей к товару и обеспечивает комфорт, используются премиальные источники света для разных категорий продуктов.

    Подробнее – в первой части рассказа.
    «Командор у дома»
    Когда нет бюджета на дизайнерские светильники, приводим на помощь компетенции. Недорогие линейные светильники с низким световым потоком при большой площади светящейся поверхности делают пребывание покупателей и персонала в торговом зале комфортным.

    Концепция освещения торгового зала не меняется.
    Дискаунтеры «Хороший»
    Освещение дискаунтеров проектируют инженеры «Командора» по заранее утвержденному перечню надежных и недорогих светильников. Выбирают нужные из списка под конфигурацию помещения.
    Быстро выбрать и реализовать варианты концепции помогает лайтбук — специальная корпоративная книга. Объясняет, как адаптировать принципы освещения продуктов питания к разным форматам ритейлера
    По лайтбуку удобно обучать сотрудников, проектировать и открывать новые магазины, масштабироваться, не теряя в качестве и узнаваемости.
    В красноярском супермаркете на Калинина, рассказываем и показываем сотрудникам «Командора» два подхода к свету. Слева новый теплый вертикальный свет, выгодный для продуктов, а справа – старый холодный:
    Переносная стойка со светом наглядно демонстрирует различия в старом и новом подходе к освещению:
    Монтаж по лайтбуку — сначала примерка и проверка, затем подвеска под потолком:
    Photo by Jacob
    Особенно полезен лайтбук в масштабах торговой сети:
    • в масштабах сети расходы на разработку лайтбука не увеличиваются с увеличением количества торговых точек;
    • проекты разворачиваются на месяцы быстрее;
    • грамотный подход легче передать персоналу;
    • улучшается взаимодействие с покупателями, им приятнее ходить в магазин;
    • это увеличивает время, проведенное в супермаркете;
    • точечное освещение помогает уменьшить расходы.

    Отдача от лайтбука
    Дискутировать, насколько это все конвертируется в прибыль, можно долго: не существует модельного круглого супермаркета в вакууме, в котором меняют свет и не трогают все остальное. Но вот, например, отзывы директоров супермаркетов «Командор»:
    Пусть приблизительный оборот с одного квадратного метра товарной выкладки составляет от 250 тыс. ₽ до 700 тыс. ₽.

    Один светильник освещает от 3 до 12 метров полочного пространства в зависимости от типа, модификации торгового оборудования и его расположения в зале.

    Дополнительный прирост в 1,2−5,82% на каждый метр даст дополнительный товарооборот на каждый светильник при самых пессимистичных расчетах от 7,5 тыс. ₽ до 2 млн 520 тыс. ₽.

    При самом консервативном прогнозе окупаемость системы освещения составит меньше одного года, а при благоприятном прогнозе он окупит себя и начнет приносить дополнительную прибыль за Х мес.

    Ритейлеры в Европе уже давно посчитали экономику правильного освещения и не стесняются инвестировать в свет в своих супермаркетах.
    Внедрение
    Во-первых, внедрение начинается с того, что световой инженер должен полноценно знать стандарты. Российские СНИПы и СП застряли в прошлом веке, поэтому кроме них мы опираемся на современные иностранные источники. К счастью, в США инженерное сообщество уже изобрело подписку на актуальные справочники:
    Во-вторых, приходится постоянно следить за трендами и новыми решениями. Чтобы разбираться, приходится собирать знания по зарубежным супермаркетам и световым выставкам.
    Статьи про выставки и правильные подходы к освещению складываю в блоге.
    В итоге требования к решениям возрастают от года к году.
    Когда готова концепция, нужно составить несколько приземляющих документов:
    More products
    💡
    Дальше нужно отсеять неадекватных поставщиков оборудования, и оставить в конкурсе только тех, кто способен адекватно понять задачу, обеспечить гарантию и надежно выполнить задание.

    На этом этапе надо убрать фирмы, которые перепродают некачественный китайский контрафакт, попрощаться с теми, кто предлагает откаты (у нас с откатами неприязнь), проверить наличие ремонтной и гарантийной базы - дописать текст.

    Мнение о поставщиках мы передаем клиенту (например, в работе с «Командором» остались трое поставщиков), и все переходят на этап коммерческих предложений и подсчетов.
    Тут клиент отправляет составленные документы – светотехнический проект, проекты освещения ЭО, ЭН поставщикам оборудования, и начинаются переговоры и получение лучшей цены. В этот момент мы консультируем, но конечный выбор поставщика – за клиентом.
    Дальше мы принимаем поставленное оборудование, проверяем его качество, сопровождаем шеф-монтаж и решаем самые разные попутные проблемы.
    Самые разные попутные проблемы
    Чего мы только не видели с 2009 года, когда занимаемся световыми проектами. Вот немножко примеров из нашей практики:
    Случай первый. Ошибка на стадии проектирования и выбора поставщика.

    Проектировщики системы освещения не учли то, что возрастет число нагрузок нелинейного характера, и во время ввода в эксплуатацию электросеть в торговом центр перестала нормально работать.

    Проблема решилась с установкой активного фильтра гармоник за 44 тыс. евро.
    Случай второй.

    К сожалению не всегда светильники соответствуют характеристикам, которые производитель указал в паспорте. Поэтому фактическая освещенность может не соответствовать проектной из-за чего персоналу будет некомфортно работать, а покупателям неудобно покупать. Если конфликт не получается решить мирным путем, то приходится прибегать к помощи независимых экспертов, что бы подготовить комплект документов для суда. Стоимость экспертизы 75 000 руб.
    Случай третий. Возврат по гарантии
    Дальше, если необходимо, мы поддерживаем проект после завершения (что входит в поддержку?), помогаем обучать новых сотрудников (что еще?)
    После пилота мы успешно внедрили лайтбук еще в нескольких фрешмаркетах. Вот что думают о проекте в «Командоре»:
    Освещение современного супермаркета, часть вторая
    Реализация от начала до конца
    Подписаться на выход новых частей
    Спамить не будем
    Идейные вдохновители проекта Анна Тимошенко, Анна Кривенкова Дизайн интерьера Наталья Лао Координатор проектов Николай Петров Мерчендайзинговое сопровождение Анна Кривенкова Конкурентный анализ и концепция световой среды Николай Петров Технический директор Александр Шувалов Инженер-светотехник Сергей Мокринский, Татьяна Круглова, Юлия Стрельцова Инженер-электрик Сергей Турушев Снабжение Елена Третьякова, Анастасия Першина, Евгений Маковей, Людмила Фомина Юридическое сопровождение Мария Шахура Электромонтажные работы Андрей Зыков, Александр Максим Консультанты по оборудованию Элвин Багиров, Александр Семенов, Оксана Грачева, Александр Богаткин, Дмитрий Друзь Светильники Philips, Световые технологии, Faldi Фотограф Анна Рыжкова Рассказали миру Людвиг Быстроновский, Мартин Хачатрян
    Меня зовут Николай, и я руководил этим проектом для сети «Командор».
    Если вам нужна концепция или проект для освещения своего магазина, или моя консультация, напишите мне в Телеграм, Ватсап или на почту.
    Если нужна концепция, проект освещения магазина, или консультация, напишите мне в Телеграм, Ватсап или на почту.
    Или оставьте данные, чтобы мы с вами связались:
    Работаем в разных городах России и СНГ, поэтому нам важно знать часовой пояс в котором вы живете, чтобы не разбудить звонком в три часа ночи