Какой свет придуман
для новых «Командоров»

Рассказывает директор «Лампы онлайн» Николай Петров
(на фото в свете 4000 кельвинов)
«Командор» – крупнейшая сеть продуктовых супермаркетов Восточной Сибири. Ставка на поддержку местных производителей, чтобы у жителей города на столе были свежие и богатые витаминами мясные и молочные продукты. В сети триста с лишним магазинов в 45 городах.
Красноярск – город-миллионник Восточной Сибири. Исторически в нем больше всего местных супермаркетов «Командор», но сейчас активно появляются супермаркеты федеральных сетей. Карта города – словно карта битвы торговых сетей:
Чтобы выжить, местные ритейлеры должны использовать федеральный опыт, и выигрывать в скорости принятия решений, обслуживании клиентов, быстрее и дешевле проводить реновацию и открытие новых магазинов. И еще должны выглядеть эффектнее.
Для разработки концепции позвали специалистов «Лампы онлайн».

«Лампа онлайн» работает с 2009 года, в том числе и с федеральными сетями супермаркетов. И здесь еще текст про то, почему задача по профилю окей.
Что нужно было сделать для «Командора»
Разработать концепцию освещения супермаркета, помогающую людям удобно покупать, а магазину – экономить на расходах на освещение

(в этой части рассказа)

Концепция должна давать сети преимущества:
помогать отстроиться от серьезных конкурентов,
легко распространяться на все триста супермаркетов,
быть актуальной следующие 5 лет.

Подобранное оборудование должно давать нужную освещенность, и быть надежным – с гарантийным сроком не менее 5 лет.

(во второй части)

Это была огромная работа. В этой части расскажем про концепцию освещения, помогающую людям покупать. Во второй части – про особенности работы с сетями.

Для работы выбрали существующий супермаркет. В итоге получили концепцию, полный свет, монтаж, решение возникающих проблем с поставками.

Столько-то месяцев, анализ десятков супермаркетов города, выявление и решение проблем, возникающих по ходу, и в итоге мы получили отличный результат.
Двухэтажный супермаркет в Красноярске на улице Калинина, 187. Площадью почти 1000 м2, два этажа, проходимость столько-то человек в сутки
Освещение в супермаркете – это куча зон с принципиально разными задачами и подходами. Покупатель проходит через несколько отделов и не замечает, как меняется свет.
Илллюстрации из концепции: слева – рендер помещения, справа – тепловая карта освещенности

Продаем товары, а не пол

В супермаркете мы устраиваем сцену, где главную роль играет товар. Он должен успеть рассказать покупателю свою историю, восприняться, должен быть показан в выгодном свете.

Поэтому мы устраиваем островки освещенности и товар получает главное внимание покупателя:
Световые островки в овощном отделе
Все товарные фейсинги с нижней по верхнюю полку должны быть равномерно освещены. А с полом должен быть контраст – пол уходит на второй план.
Овощной и молочный отделы. Обратите внимание, насколько контрастна выкладка по сравнению с полом, и насколько равномерно и ярко освещены товарные полки:
Для освещения фейсингов используются специальные светильники с особым конусом рассеивания – ассиметричной оптикой. Пример работы такой оптики – на фото слева. Справа – диаграммы кривых силы света, которые мы использовали при оборудовании «Командора». Для разных задач – семь разных типов освещения:
Светильники монтируются так, чтобы можно было устраивать разный шаг и подсвечивать именно те точки, на которые надо обратить внимание, даже при коридорах разной ширины:
Специальное освещение по специальным поводам

Иногда среди островков нужно один выделять отдельно – например, такая примадонна – горка с колбасами и деликатесами. Освещение на ней должно быть выше, чем у соседних витрин, это направляет покупателей, фокусирует их внимание. Тут мы используем светильники особой силы.

Разница в освещенности шкафов на фото – три раза.
Слева 3Х (?), справа – Х.
Иногда нужно действовать ровно наоборот: уменьшать интенсивность света. Например, для витрин с мясом и рыбой нельзя делать свет ярким – так они портятся быстрее.

Чтобы показать естественный цвет мяса, мы делаем специальное низкоинтенсивное розовое освещение внутри витрины. В итоге у мяса естественный приятный цвет, и оно не выжигается лампами:

Обратите внимание на фризы: мы подсвечиваем ярко сбоку, чтобы отдел не потерялся
Хлебный / специальный источник света подчеркивает хрустящую корочку / что за специализация светильника? / фронтон видно издалека, проводим покупателя по всему супермаркету
Винный / не бликующий свет ? / должно быть проще изучать состав вина / есть ли какая-то световая особенность?
Кассы / Рассматривали разные концепции. Хотели сделать с максимальной заботой о сотрудниках http://nikolaypetrov.ru/blog/?go=all/human-centric-lighting-dlya-magazina/

Был и такой концепт, но от него отказались, т.к. на тот момент решение было за гранью рентабельности, но когда нибудь технологии станут более доступными и мы обязательно к этому вернемся

Кассы / три фото из индиза
Зона перекуса / цитата из «Языка шаблонов»
Зона перекуса / Т.к. у нас мало места и не было на складе светильников с очень точечной оптикой и в целом зона перекуса должна быть освещена хорошо из санитарных соображений, т.к. уборщице важно видеть хорошо пол и столы, в противном случае быстро станет грязно и не опрятно, поэтому островки света достигаются контрастом: светлые столешницы, которые отражают свет и черные стулья нет.
Травалатор / очень высокие потолки, нужен был надежный поставщик / отправить во вторую часть
Переход ко второй части
Зовем познакомиться / на консультацию
Упоминание других проектов