Какой свет придуман
для новых «Командоров»

Рассказывает директор «Лампы онлайн» Николай Петров
«Командор» – крупнейшая сеть продуктовых супермаркетов Восточной Сибири. Основная ставка сети – на поддержку местных производителей, чтобы у жителей города на столах были свежие и богатые витаминами продукты. В сети триста с лишним магазинов в 45 городах.

С 2019 года у «Командора» стали открываться фрешмаркеты – небольшие экспериментальные магазины у дома, часто в нестандартных «сложных» помещениях. Нужно было придумать гибкий и умный подход к освещению новых точек.

Специалисты «Лампы онлайн» разработали единую световую концепцию для фрешмаркетов и успешно внедрили новый подход в нескольких супермаркетах Красноярска.
Красноярск – город-миллионник Восточной Сибири. В нем больше всего местных супермаркетов «Командор», но сейчас активно появляются магазины федеральных сетей. Карта города – словно карта битвы торговых сетей:
• Командор ••• Федеральные сети
Чтобы выжить, местные ритейлеры должны использовать федеральный опыт, и выигрывать в скорости принятия решений, обслуживании клиентов, быстрее и дешевле проводить реновацию и открытие новых магазинов. И еще должны выглядеть эффектнее.
Для разработки концепции позвали специалистов «Лампы онлайн».

«Лампа онлайн» работает с 2009 года, в том числе и с федеральными сетями супермаркетов. И здесь еще текст про то, почему задача по профилю окей.
Что нужно было сделать для «Командора»
Концепция должна давать сети преимущества:
помогать отстроиться от серьезных конкурентов,
легко распространяться на все триста супермаркетов,
быть актуальной следующие 5 лет.

Подобранное оборудование должно давать нужную освещенность, и быть надежным – с гарантийным сроком не менее 5 лет.

(про это рассказ во второй части)
Это была огромная работа. В этой части расскажем про концепцию освещения, помогающую людям покупать. Во второй части – про особенности работы с сетями.

Для работы выбрали существующий супермаркет. В итоге получили концепцию, полный свет, монтаж, решение возникающих проблем с поставками.

Столько-то месяцев, анализ десятков супермаркетов города, выявление и решение проблем, возникающих по ходу, и в итоге мы получили отличный результат.
Двухэтажный супермаркет в Красноярске на улице Калинина, 187. Площадью почти 1000 м2, два этажа, проходимость столько-то человек в сутки
Освещение в супермаркете – это куча зон с принципиально разными задачами и подходами. Покупатель проходит через несколько отделов и не замечает, как меняется свет.
Илллюстрации из концепции: слева – рендер помещения, справа – тепловая карта освещенности

Продаем товары, а не пол
В супермаркете мы устраиваем сцену, где главную роль играет товар. Он должен успеть рассказать покупателю свою историю, восприняться, должен быть показан в выгодном свете.

Поэтому мы устраиваем  островки освещенности  и товар получает главное внимание покупателя:
Световые островки в овощном отделе
«Равномерное освещение – это то, что больше всего любят светотехники, но оно не несет в себе абсолютно ничего хорошего.»

Кристофер Александер, «Язык шаблонов». ИЗДАЛ, 2014
Все товарные фейсинги с нижней по верхнюю полку должны быть равномерно освещены. А с полом должен быть контраст – пол уходит на второй план.
Овощной и молочный отделы. Обратите внимание, насколько контрастна выкладка по сравнению с полом, и насколько равномерно и ярко освещены товарные полки:
Для освещения фейсингов используются специальные светильники с особым конусом рассеивания – ассиметричной оптикой. Пример работы такой оптики – на фото слева. Справа – диаграммы кривых силы света, которые мы использовали при оборудовании «Командора». Для разных задач – семь разных типов освещения:
Светильники монтируются так, чтобы можно было устраивать разный шаг и подсвечивать именно те точки, на которые надо обратить внимание, даже при коридорах разной ширины:
По специальным поводам – специальное освещение
Иногда среди островков нужно один выделять отдельно – например, такая  примадонна – горка с колбасами и деликатесами . Освещение на ней должно быть выше, чем у соседних витрин, это направляет покупателей, фокусирует их внимание. Тут мы используем светильники особой силы.

Разница в освещенности шкафов на фото – три раза.
Слева 3Х (?), справа – Х.
Иногда нужно действовать ровно наоборот: уменьшать интенсивность света. Например,  для витрин с мясом и рыбой нельзя делать свет ярким  – так они портятся быстрее.

Чтобы показать естественный цвет мяса, мы делаем специальное низкоинтенсивное розовое освещение внутри витрины. В итоге у мяса естественный приятный цвет, и оно не выжигается лампами:

Обратите внимание на фризы: мы подсвечиваем ярко сбоку, чтобы отдел не потерялся
Хлебный / специальный источник света подчеркивает хрустящую корочку / что за специализация светильника? / фронтон видно издалека, проводим покупателя по всему супермаркету
Винный / широкая оптика, более рассеянный свет / должно быть проще изучать состав вина
Зона входа и касс – особенная: тут надо встретить посетителя уютным светом, создать атмосферу магазина, а еще здесь постоянно работают кассиры.

Поэтому здесь стоят круглые рассеивающие светильники: у них невысокая габаритная яркость, у кассиров меньше устают от них глаза, это делает работу комфортной. А еще у таких светильников очень уютный свет.

большие светильники - максимально мягкий свет, чтобы кассиры выглядели приветливо
Одна из концепций, которую рассматривали для установки на кассах – биодинамическое освещение, меняющееся в зависимости от времени суток. К сожалению, решение оказалось за гранью рентабельности, но мы его запомнили – когда нибудь технологии станут более доступными и мы обязательно к нему вернемся.

Сверху – тепловая карта для концепции биодинамического освещения, снизу – кадр из презентации Х с распределением света и спектра в течение дня
Не только свет
Работа по установке оборудования не сводится к расстановке и заказу ламп: приходится думать буквально обо всем.
Например, зона перекуса – самая благодатная для устройства островков света, но у нас было немного места. А еще зона перекуса должна быть освещена хорошо из санитарных соображений, т.к. уборщице важно видеть хорошо пол и столы, в противном случае быстро станет грязно и не опрятно, поэтому островки света достигаются контрастом: светлые столешницы, которые отражают свет и черные стулья, которые свет не отражают.
Травалатор / очень высокие потолки, нужен был надежный поставщик / отправить во вторую часть
В итоге фрешмаркет получил по-европейски современный свет, красивый и помогающий совершать покупки.
Photo by Jacob
Светбук для сети. Внедрение в других пяти (?) магазинах.
Анна Тимошенко
Директор формата «Фрешмаркет»
It was just a gradual development over the years. Last year was "All You Need Is Love." This year it's "Give Peace a Chance." Remember love. If you want to get peace, you can get it as soon as you like if we all pull together.
Приглашаем во вторую часть
Идейный вдохновитель: Анна Тимошенко. Руководитель проекта, автор концепции и конкурентного анализа: Николай Петров. Мерчендайзинговое сопровождение: Анна Кривенкова. Технический директор: Александр Шувалов. Инженер-светотехник: Сергей Мокринский. Инженер-электрик: Сергей Турушев. Консультанты по оборудованию: Элвин Багиров, Татьяна Круглова, Александр Семенов, Оксана Грачева. Монтаж: ООО «Восток».

Оборудование: Philips, Faldi.
Освещение современного супермаркета, часть первая
Меня зовут Николай, и я руководил этим проектом для сети «Командор». Если вам нужна концепция или проект для освещения своего магазина, или моя консультация, оставьте данные в форме.
Как я могу к вам обращаться?
Телефон
Удобное время для звонка и ваш город
Дополнительные сведения о задаче, если есть
Лампа онлайн: вдохновляем заказчиков открывать красивые и удобные конкурентноспособные магазины, соответствующие европейским трендам, с заботой о здоровье и комфорте продавцов и покупателей