Рассказывает Николай Петров, руководитель проектов в «Лампе онлайн»
Концепция освещения CSCE для продуктового супермаркета с заботой о персонале, покупателях и экологии

Освещение магазина сильно влияет на настроение персонала – насколько искренне улыбаются кассиры и готовы отреагировать на просьбы покупателей в торговом зале. Свет влияет на удобство и комфорт покупателей. Также с помощью грамотно подобранных решений (использования естественного солнечного света через панорамное остекление и световые люки, в комплексе с системой управления освещения) можно сократить энергопотребление до 65%.

Если вам нужна более подробная информация, оставьте свои контакты.
На первый взгляд одинаковые, но на самом деле абсолютно разные по типу оптики, мощности, цветовой температуре светильники, которые решают разные задачи в винном, мясном и отделе с деликатесами
Первый этаж фрешмаркета: с точки зрения покупателя все более-менее равномерно освещено
Карта освещенности этого же этажа: области средней интенсивности — зеленые, ярко освещенные — красные. Вот как свет управляет вниманием и маршрутом покупателей:
Людям легче двигаться от темного к светлому, поэтому прогрели светом холодные углы. Подсветили торцевые и специальные выкладки для при привлечения внимания.
На горку c колбасой направили два дополнительных прожектора и увеличили количество света на 50%
Иногда нужно действовать ровно наоборот: уменьшать интенсивность света. Например, для витрин с мясом нельзя делать свет ярким  — так оно быстрее теряет внешний вид.

Насыщенный ярко красный оттенок ассоциируется со свежими кусками мяса, поэтому применяем специальное низкоинтенсивное розовое освещение внутри витрины. В итоге у мяса естественный приятный цвет, оно дольше хранится, а выкладка выглядит контрастной, что привлекает внимание покупателя:


Обратите внимание: чтобы отдел визуально не потерялся, подсвечиваем сверху фриз с названием отдела
В хлебном специальный источник света подчеркивает хрустящую корочку ароматного, свежеиспеченного хлеба. Фриз поднят так, чтобы его было видно издалека. На нем хлебные муляжи освещены островками и бросаются в глаза.
Позаботились, чтобы в винном отделе покупателям было легче сделать выбор, изучая информацию о вине на этикетках. Установили светильники с широкой оптикой, чтобы минимизировать стеклянные блики.
из книги «Ритейл-маркетинг. Практики и исследования», Йенса Нордфальта, 2021Ученые манипулировали освещением, делая его более ярким или приглушенным. Период измерений длился два месяца…

Результаты показали, что при ярком освещении люди изучали на 50% больше этикеток и брали в руки вдвое больше бутылок.

«Ритейл-маркетинг. Практики и исследования»
Йенс Нордфальт, 2021
Зона входа и касс — особенная: тут надо встретить посетителя уютным светом, создать атмосферу магазина, а еще здесь постоянно работают кассиры.

Поэтому здесь стоят круглые рассеивающие светильники: у них невысокая габаритная яркость, они не отражаются в кассовом терминале, от них меньше устают глаза, это делает работу комфортной и кассиры совершают меньше ошибок.

А еще у таких светильников очень уютный и максимально мягкий свет, в котором кассиры и покупатели выглядят приветливее.
Не только свет
Подготовка концепции освещения не сводится к расстановке и заказу ламп: приходится думать буквально обо всем.
Например, зона перекуса — самая благодатная для устройства островков света, чтобы создать для посетителей личное пространство. А еще она должна быть хорошо освещена из санитарных соображений — уборщице важно видеть состояние пола и столов, чтобы все было чистым. Но у нас было немного места, поэтому островки света достигаются контрастом: светлые столешницы, которые отражают свет и черные стулья, которые свет не отражают.
Или, к примеру, травалатор с первого на второй этаж. Мы хотели достичь необычного эффекта, как будто покупатель проходит сквозь галерею с картинами.
Травалатор: вид с первого и со второго этажей
На это решение связывает нас с проблемой высоких потолков: если светильники на втором этаже над травалатором сломаются, для ремонта придется строить леса, а это парализует работу всего второго этажа.

Поэтому предстояло найти светильники такого производителя, который смог бы гарантировать срок службы светильников не менее 5 лет, а в случае выхода из строя заменить их за свой счет. (Про это подробнее во второй части рассказа).
Итого
В итоге первый фрешмаркет, в котором мы внедряли концепцию и лайтбук, получил по-европейски современный свет, красивый, помогающий совершать покупки и снижающий расходы на освещение.
Красноярский «Командор» на Калинина, 187 – пример хорошо внедренной продуманной концепции. Если будете рядом, заходите посмотреть.
Photo by Jacob
После пилота мы успешно внедрили лайтбук еще в нескольких фрешмаркетах. Вот что думают о проекте в «Командоре»:
Анна Тимошенко
Директор формата «Фрешмаркет»
Тут было бы неплохо поделиться ощущениями от опыта, от внедрения, от того как получилось в целом. Можно отталкиваться от того, решены ли поставленные задачи, есть ли чувство, что фрешмаркет получил современный вид, приятен ли он
Про то, как был выстроен рабочий процесс и с какими сложностями пришлось сталкиваться, смотрите вторую часть:
Освещение современного супермаркета, часть первая
Какой свет помогает людям покупать в новых «Командорах»
Подписаться на выход новых частей
Спамить не будем

Анна Тимошенко
Идейный вдохновитель
Николай Петров
Руководитель проекта, автор концепции и конкурентного анализа
Анна Кривенкова
Мерчендайзинговое сопровождение
Александр Шувалов
Технический директор
Сергей Мокринский
Инженер-светотехник
Сергей Турушев
Инженер-электрик
Элвин Багиров,
Татьяна Круглова,
Александр Семенов,
Оксана Грачева.
Консультанты по оборудованию
ООО «Восток»
Монтаж
Philips, Faldi.
Оборудование
При подготовке материала использованы фотографии

Меня зовут Николай, и я руководил этим проектом для сети «Командор».
Если вам нужна концепция или проект для освещения своего магазина, или моя консультация, напишите мне в Телеграм, Ватсап или на почту.
Или оставьте данные, чтобы мы с вами связались: