Какой свет придумали
для новых «Командоров»
«Командор» – крупнейшая сеть продуктовых супермаркетов Восточной Сибири: триста с лишним магазинов в 45 городах. Чтобы у жителей города на столах всегда были свежие и богатые витаминами продукты, сеть делает ставку на поддержку местных производителей.

Сейчас в регионе увеличилась активность федеральных сетей – конкуренты агрессивно открывают магазины. Вот для иллюстрации ситуация в Красноярске на конец 2021 года:
Красноярск – город-миллионник Восточной Сибири.
Карта магазинов города – словно поле битвы торговых сетей.
Командор⠀ Федеральные сети
Чтобы побеждать, местным ритейлерам необходимо использовать федеральный опыт, внедрять инновации, и дополнительно выигрывать в скорости принятия решений и обслуживании клиентов. Им приходится быстрее и дешевле проводить реновации и открывать новые магазины.

А еще местным супермаркетам нужно привлекательно и конкурентно выглядеть: покупатели любят глазами.
С 2019 года у «Командора» стали открываться фрешмаркеты – небольшие магазины у дома, часто в нестандартных «сложных» помещениях. Для фрешмаркетов понадобился новый подход к освещению.

Создать и внедрить современную световую концепцию пригласили специалистов «Лампы онлайн»: компания работает с 2009 года, в том числе и с федеральными сетями супермаркетов, и предлагает решения полного цикла.
Освещение, помогающее заботиться, покупать и экономить
Рассказывает Николай Петров, руководитель проектов в «Лампе онлайн»
Работа для фрешмаркетов «Командора» началась с анализа световой среды в супермаркетах города (в том числе и конкурирующих сетей), была разработана концепция, лайтбук и пакет технических документов. Дальше наши специалисты сопровождали закупки и монтаж в пилотном проекте – красноярском фрешмаркете на ул. Калинина, 187. После удачного пилота внедрение продолжилось в супермаркетах сети.
Двухэтажный супермаркет в Красноярске на улице Калинина. Площадь почти тысяча квадратных метров, проходимость несколько тысяч покупателей в сутки
При создании концепции и лайтбука специалисты «Лампы онлайн» опирались на принципы заботы о персонале, покупателях и окружающей среде (в зарубежной практике этот подход называется CSCE – Care Staff Customers Environment).

Для начала я расскажу об этом подходе, а в следующей части – про то, как шла работа.
В этой части рассказываю про концепцию освещения супермаркета, помогающую персоналу работать, посетителям удобно покупать, а владельцами экономить на издержках
В следующей части: про процесс внедрения пилота в Красноярске, про подбор надежного оборудования и про то, какие преимущества даст концепция всем фрешмаркетам «Командора»
Концепция освещения CSCE для продуктового супермаркета с заботой о персонале, покупателях и экологии

Освещение магазина сильно влияет на настроение персонала – насколько искренне улыбаются кассиры и готовы отреагировать на просьбы покупателей в торговом зале. Свет влияет на удобство и комфорт покупателей. Также с помощью грамотно подобранных решений (использования естественного солнечного света через панорамное остекление и световые люки, в комплексе с системой управления освещения) можно сократить энергопотребление до 65%.

Если вам нужна более подробная информация, оставьте свои контакты.
Откуда светить?
Очень часто магазины освещены так, как освещали рынки сто лет назад: равномерно ярким светом сверху из-под потолка. Это прекрасно работает, когда товары разложены на горизонтальных плоскостях и полу, но совершенно мимо кассы в продуктовых супермаркетах, где все товары стоят вертикально на полках.
Вот две фотографии со светом, идущим с неба. Первая — рынок в Малайзии, где товары лежат на полу и отлично освещены. Вторая — магазин в Саудовской Аравии, где свет тоже идет сверху, но товары размещены на полках, и потерялись. Зато хорошо освещен пол!
В магазинах, где товары лежат на полу — например, такие отделы есть в строительных гипермаркетах — свет, идущий сверху, работает хорошо. Но в большинстве продуктовых магазинов подход столетней давности — мимо кассы.

У современных световых инженеров есть тайное сверхзнание про то, как освещать продуктовые магазины:
Тайное сверхзнание световых инженеров
про то, как освещать продуктовые магазины ✨
Продаем товары, а не пол
Поэтому в фрешмаркетах «Командор» мы светим на пространство меньше, а на полки – больше:
Обратите внимание на равномерное освещение товаров на полке
Любопытный факт: профессиональный термин — «вертикальное освещение», но он обычно неправильно воспринимается заказчиками, и поэтому есть обиходное понятное название — «свет в бок». Непрофессионально, зато без разночтений.
Островки света
Торговый зал супермаркета – это сцена, где главную роль играет товар. Он должен успеть раскрыться в выгодном свете и рассказать покупателю свою историю.

Поэтому мы устраиваем островки яркого света, в которых товар получает главное внимание покупателя:
Овощной и молочный отделы. Островки в действии: обратите внимание, насколько контрастна и привлекательна выкладка. Товары ярко освещены и приковывают внимание покупателя на фоне темного, слабо освещенного пола.
Гондолы с фруктами – световые островки в овощном отделе
Товар, разделенный светом на островки, воспринимается лучше, чем монотонно освещенный. Примерно так же текст, разбитый на осмысленные абзацы, читается лучше набранного сплошным массивом:
Изменения за 39 лет в нормах освещенности:
минимальный порог освещенности для торговых залов магазинов: мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, игрушек подняли с 200 до 300 лк.агазинов: мебельных, спортивных товаров, стройматериалов,
Появились торговые залы супермаркетов, где минимальный уровень горизонтальной освещенности Г-0,8 500 лк.

Изменения за 39 лет в ритейле:
формат магазинов. Тогда это был стрит ритейл с магазинами у дома.
Сейчас преобладают торговые центры, в большинстве которых отсутствует естественное освещение, а если и есть, то как правило общий свет в торговые галереи.

Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9 до 18:00, естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк.

Изменения за 39 лет в нормах освещенности: минимальный порог освещенности для торговых залов магазинов: мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, игрушек подняли с 200 до 300 лк; появились торговые залы супермаркетов, где минимальный уровень горизонтальной освещенности Г-0,8 500 лк. Изменения за 39 лет в ритейле: формат магазинов. Тогда это был стрит ритейл с магазинами у дома. Сейчас преобладают торговые центры, в большинстве которых отсутствует естественное освещение, а если и есть, то как правило общий свет в торговые галереи. Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9 до 18.00, естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк. Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9 до 18.00, естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк. Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9 до 18.00, естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк.
ИЗ КНИГИ «Язык шаблонов», Кристофера Александера, 1923 г., архитектор и дизайнер«Равномерное освещение – это то, что больше всего любят светотехники, но оно не несет в себе абсолютно ничего хорошего.

Лампы освещения должны быть установлены низко и на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы образовались отдельные островки света, которые будут, словно пузыри, обволакивать <...>, подчеркивая социальный характер помещений. Помните, что невозможно иметь островки света без затемненных участков между ними

«Язык шаблонов»
Кристофер Александер, 1923 г., архитектор и дизайнер
ЦИТАТА Ричард Келли — архитектора и пионер светодизайна«Свет, чтобы увидеть – акцентный свет.

Акцентный свет привлекает внимание, он помогает выделить важное.

Это луч прожектора на сцене. Это блик солнца на вашем прикроватном столике. Это солнечный луч, высвечивающий край долины.»

Ричард Келли
архитектор, пионер светодизайна
Островки делать непросто. Выбирая нужные типы оптики и грамотно располагая светильники на потолке, мы можем освещать именно те фокусные точки, на которые нужно обратить внимание покупателя, даже в «сложных» помещениях с разным расстоянием между стеллажей, с высокими и низкими потолками, и коридорами разной ширины:
На первый взгляд одинаковые, но на самом деле абсолютно разные по типу оптики, мощности, цветовой температуре светильники, которые решают разные задачи в винном, мясном и отделе с деликатесами
Кроме того, недостаточно просто светить под углом произвольным светильником. Для равномерного освещения товарных фейсингов с нижней по верхнюю полку и затемнения пола используются специальные светильники с особым конусом рассеивания – ассиметричной оптикой.
Пример работы ассиметричной оптики – на фото. Диаграммы показывают кривые сил света, которые мы использовали при оборудовании «Командора». Для разных задач – разные типы освещения:
По специальным поводам – специальное освещение
Супермаркет — это множество зон с принципиально разными задачами и подходами, но это осознают лишь специалисты. А покупатели обычно не отмечают, что свет вообще меняется.
Первый этаж фрешмаркета: с точки зрения покупателя все более-менее равномерно освещено
Карта освещенности этого же этажа: области средней интенсивности — зеленые, ярко освещенные — красные. Вот как свет управляет вниманием и маршрутом покупателей:
Людям легче двигаться от темного к светлому, поэтому прогрели светом холодные углы. Подсветили торцевые и специальные выкладки для при привлечения внимания.
Вы и свет в магазинах
Обращаете внимание на освещение в супермаркетах, когда делаете покупки?
Ваш голос учтен, спасибо.
Иногда среди островков нужно один выделять отдельно — например, такая примадонна — горка с колбасами и деликатесами . Освещение на ней должно быть выше, чем у соседних витрин, это направляет покупателей, фокусирует их внимание.

Разница в освещенности холодильных горок на этом фото — в полтора раза.
На горку c колбасой направили два дополнительных прожектора и увеличили количество света на 50%
Иногда нужно действовать ровно наоборот: уменьшать интенсивность света. Например, для витрин с мясом нельзя делать свет ярким  — так оно быстрее теряет внешний вид.

Насыщенный ярко красный оттенок ассоциируется со свежими кусками мяса, поэтому применяем специальное низкоинтенсивное розовое освещение внутри витрины. В итоге у мяса естественный приятный цвет, оно дольше хранится, а выкладка выглядит контрастной, что привлекает внимание покупателя:


Обратите внимание: чтобы отдел визуально не потерялся, подсвечиваем сверху фриз с названием отдела
В хлебном специальный источник света подчеркивает хрустящую корочку ароматного, свежеиспеченного хлеба. Фриз поднят так, чтобы его было видно издалека. На нем хлебные муляжи освещены островками и бросаются в глаза.
Позаботились, чтобы в винном отделе покупателям было легче сделать выбор, изучая информацию о вине на этикетках. Установили светильники с широкой оптикой, чтобы минимизировать стеклянные блики.
из книги «Ритейл-маркетинг. Практики и исследования», Йенса Нордфальта, 2021Ученые манипулировали освещением, делая его более ярким или приглушенным. Период измерений длился два месяца…

Результаты показали, что при ярком освещении люди изучали на 50% больше этикеток и брали в руки вдвое больше бутылок.

«Ритейл-маркетинг. Практики и исследования»
Йенс Нордфальт, 2021
Зона входа и касс — особенная: тут надо встретить посетителя уютным светом, создать атмосферу магазина, а еще здесь постоянно работают кассиры.

Поэтому здесь стоят круглые рассеивающие светильники: у них невысокая габаритная яркость, они не отражаются в кассовом терминале, от них меньше устают глаза, это делает работу комфортной и кассиры совершают меньше ошибок.

А еще у таких светильников очень уютный и максимально мягкий свет, в котором кассиры и покупатели выглядят приветливее.
Не только свет
Подготовка концепции освещения не сводится к расстановке и заказу ламп: приходится думать буквально обо всем.
Например, зона перекуса — самая благодатная для устройства островков света, чтобы создать для посетителей личное пространство. А еще она должна быть хорошо освещена из санитарных соображений — уборщице важно видеть состояние пола и столов, чтобы все было чистым. Но у нас было немного места, поэтому островки света достигаются контрастом: светлые столешницы, которые отражают свет и черные стулья, которые свет не отражают.
Или, к примеру, травалатор с первого на второй этаж. Мы хотели достичь необычного эффекта, как будто покупатель проходит сквозь галерею с картинами.
Травалатор: вид с первого и со второго этажей
На это решение связывает нас с проблемой высоких потолков: если светильники на втором этаже над травалатором сломаются, для ремонта придется строить леса, а это парализует работу всего второго этажа.

Поэтому предстояло найти светильники такого производителя, который смог бы гарантировать срок службы светильников не менее 5 лет, а в случае выхода из строя заменить их за свой счет. (Про это подробнее во второй части рассказа).
Итого
В итоге первый фрешмаркет, в котором мы внедряли концепцию и лайтбук, получил по-европейски современный свет, красивый, помогающий совершать покупки и снижающий расходы на освещение.
Красноярский «Командор» на Калинина, 187 – пример хорошо внедренной продуманной концепции. Если будете рядом, заходите посмотреть.
Photo by Jacob
После пилота мы успешно внедрили лайтбук еще в нескольких фрешмаркетах. Вот что думают о проекте в «Командоре»:
Анна Тимошенко
Директор формата «Фрешмаркет»
Тут было бы неплохо поделиться ощущениями от опыта, от внедрения, от того как получилось в целом. Можно отталкиваться от того, решены ли поставленные задачи, есть ли чувство, что фрешмаркет получил современный вид, приятен ли он
Про то, как был выстроен рабочий процесс и с какими сложностями пришлось сталкиваться, смотрите вторую часть:
Освещение современного супермаркета, часть первая
Какой свет помогает людям покупать в новых «Командорах»
Подписаться на выход новых частей
Спамить не будем

Анна Тимошенко
Идейный вдохновитель
Николай Петров
Руководитель проекта, автор концепции и конкурентного анализа
Анна Кривенкова
Мерчендайзинговое сопровождение
Philips, Faldi.
Оборудование
Александр Шувалов
Технический директор
Сергей Мокринский
Инженер-светотехник
Сергей Турушев
Инженер-электрик
ООО «Восток»
Монтаж
Элвин Багиров,
Татьяна Круглова,
Александр Семенов,
Оксана Грачева.
Консультанты по оборудованию
При подготовке материала использованы фотографии
Меня зовут Николай, и я руководил этим проектом для сети «Командор».
Если вам нужна концепция или проект для освещения своего магазина, или моя консультация, напишите мне в Телеграм, Ватсап или на почту.
Или оставьте данные, чтобы мы с вами связались: